Внимание: Статья носит информационный характер и не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.
Мамы маленьких детей всегда переживают о правильности и нормальности их развития. Вопросы, которые часто задаются: нормально ли то, что происходит с ребенком, и развивается ли он правильно? В данной статье мы рассмотрим двигательное развитие ребенка до 1 года, разберемся, что является нормой, а что может указывать на патологию.
- Оценка двигательного развития врачом
- Спонтанная двигательная активность
- Рефлексы
- Двигательные навыки
- Сроки реализации больших и малых
- Когда стоит обратиться к врачу
- Как простимулировать двигательное развитие.
- Красные флаги для выявления ДЦП (Детский церебральный паралич)
- Психомоторное развитие ребенка
- Роль родителей в развитии ребенка
Оценка двигательного развития врачом
На приеме у врача оценивается мышечный тонус малыша. Важно учитывать, что тонус изменяется в зависимости от срока рождения ребенка и его состояния на момент осмотра: беспокойный ли он, хочет ли спать или только проснулся. Небольшие изменения мышечного тонуса не всегда указывают на патологию и требуют дополнительного наблюдения.
Спонтанная двигательная активность
Спонтанная двигательная активность формируется еще внутриутробно. В норме она проходит несколько стадий:
- До 2 месяцев жизни: червеобразные движения.
- С 2 до 4-5 месяцев: круговые движения туловища, шеи и конечностей.
- С 4-5 месяцев: произвольные движения, такие как хватание и дотягивание.
Рефлексы
Рефлексы оцениваются врачом и определяют степень зрелости ребенка. Каждый рефлекс должен проявляться в определенном возрасте, что позволяет врачу сделать вывод о нормальном или отклоняющемся развитии.
Двигательные навыки
Основными проблемами в оценке определения двигательных навыков является большое количество разнообразных шкалпо оценке моторного развития (Денверская шкала, Журба, Бадалян и др.).
Кроме того, нехватка времени врача на приеме.
Ниже представлен скрининговый метод для простой и быстрой оценки моторного развития ребенка.
Сроки реализации больших и малых
- Удержание головы в положении на животе – 1-1,5 мес.
- Контакт «рука-рука» — 1,5-2,5 мес.
- Поворот головы вниз в положении на боку – с 1-2 мес.
- Контакт «рука-рука», «рука-рот» – 3 мес.
- Подъем ног над поверхностью и их удержание – 3 мес.
- Поворот на бок + удержание головы – 3 мес., с длительным удержанием позы – к 3,5 мес.
- Пересечение рукой средний линии тела – 4,5 мес.
- Поворот на живот – 5-6 мес.
- Контакт «руки-ноги» – 5-7 мес.
- Контакт «ноги-рот» – 6-8 мес.
- Наклонное сидение – 7-8 мес.
- Поворот с живота на спину – 8-9 мес.
- Ползание по-пластунски – 7-9 мес.
- Ползание на четвереньках – 8-9,5 мес.
- Умение садиться самостоятельно с прямой спиной – 8-9 мес.
- Подъем у опоры – 9-11 мес.
- Приседание у опоры – 10-13 мес.
- Ходьба – 12-16 мес.
Когда стоит обратиться к врачу
Утрата ранее приобретенных моторных навыков. Отставание моторных навыков на 2 и более месяца.
Как простимулировать двигательное развитие.
- С 3-4 мес. максимум времени проводить на полу (жёсткая поверхность, от которой можно отталкиваться)
- Не ограничивать свободу перемещения (избегать постоянного ношения на руках, фиксации в шезлонге, кресле, переносках)
- Почаще выкладывать на живот + разместить в поле зрения ребёнка стимулы (игрушки, зеркала)
- Обезопасить окружающую среду (углы, розетки)
- Делать ежедневный лёгкий поглаживающий массаж (материнский) и гимнастику
- Плавать в бассейне или дома
- И….. самое главное: НЕ ТОРОПИТЬ! (не сажать и не ставить раньше времени).
Красные флаги для выявления ДЦП (Детский церебральный паралич)
Много страхов у родителей по поводу нет ли риска ДЦП (Детский церебральный паралич). Детский церебральный паралич — это прогрессирующее заболевание нервной системы у детей.
- Спонтанная двигательная активность рук и ног на одной стороне гораздо хуже в 2-3 месяца.
- Отсутствует контакт рука-рот в 1.5-3 месяца. рука-рука в 2.5-3 месяца.
- Отсутствие подъёма ног в положении лежа на спине.
- Ассиметричные позы (дуга,запрокидывание, вытягивание или перекрещивание ног)
- Отставание по двигательным навыкам на 2 и более месяцев.
Если вы заметили данные симптомы, необходимо обратится к врачу.
Психомоторное развитие ребенка
Психомоторное развитие включает в себя как физические, так и когнитивные аспекты. Важными показателями являются:
- Уровень взаимодействия с окружающим миром
- Способность к обучению новым навыкам
- Развитие речи и коммуникации
1-3 Месяца
Ребенок начинает фиксировать взгляд на лицах родителей, реагировать на звуки и выражать свои эмоции через плач и улыбку.
3-6 Месяцев
Появляется интерес к окружающим предметам, малыш начинает тянуться к игрушкам, следить за их движением и взаимодействовать с ними.
6-9 Месяцев
Ребенок активно изучает мир вокруг себя, начинает понимать простые слова и команды, повторяет звуки и пытается их воспроизводить.
9-12 Месяцев
На этом этапе малыш начинает активно исследовать окружающее пространство, проявляет интерес к новым предметам, учится ходить и произносит первые осмысленные слова.
Роль родителей в развитии ребенка
Родители играют ключевую роль в развитии ребенка. Их поддержка, внимание и участие способствуют гармоничному развитию малыша.
Важно:
- Общаться с ребенком, читать ему книги, петь песни
- Создавать безопасные условия для изучения окружающего мира
- Поддерживать физическую активность ребенка, играя с ним и помогая осваивать новые навыки
Двигательное развитие ребенка до 1 года проходит через несколько стадий, каждая из которых имеет свои нормы и особенности. Внимательное наблюдение за малышом и регулярные осмотры у врача помогут выявить и скорректировать возможные отклонения, обеспечивая гармоничное развитие ребенка.