Двигательное развитие ребенка до 1 года: Норма или патология

Двигательное развитие ребенка до 1 года Блог
Внимание: Статья носит информационный характер и не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Мамы маленьких детей всегда переживают о правильности и нормальности их развития. Вопросы, которые часто задаются: нормально ли то, что происходит с ребенком, и развивается ли он правильно? В данной статье мы рассмотрим двигательное развитие ребенка до 1 года, разберемся, что является нормой, а что может указывать на патологию.

Оценка двигательного развития врачом

Оценка двигательного развития ребенка врачом

На приеме у врача оценивается мышечный тонус малыша. Важно учитывать, что тонус изменяется в зависимости от срока рождения ребенка и его состояния на момент осмотра: беспокойный ли он, хочет ли спать или только проснулся. Небольшие изменения мышечного тонуса не всегда указывают на патологию и требуют дополнительного наблюдения.

Спонтанная двигательная активность

Спонтанная двигательная активность новорожденного

Спонтанная двигательная активность формируется еще внутриутробно. В норме она проходит несколько стадий:

  • До 2 месяцев жизни: червеобразные движения.
  • С 2 до 4-5 месяцев: круговые движения туловища, шеи и конечностей.
  • С 4-5 месяцев: произвольные движения, такие как хватание и дотягивание.

Рефлексы

Рефлексы оцениваются врачом и определяют степень зрелости ребенка. Каждый рефлекс должен проявляться в определенном возрасте, что позволяет врачу сделать вывод о нормальном или отклоняющемся развитии.

Двигательные навыки

Основными проблемами в оценке определения двигательных навыков является большое количество разнообразных шкалпо оценке моторного развития (Денверская шкала, Журба, Бадалян и др.).

Кроме того, нехватка времени врача на приеме.

Ниже представлен скрининговый метод для простой и быстрой оценки моторного развития ребенка.

Сроки реализации больших и малых

  • Удержание головы в положении на животе – 1-1,5 мес.
  • Контакт «рука-рука» — 1,5-2,5 мес.
  • Поворот головы вниз в положении на боку – с 1-2 мес.
  • Контакт «рука-рука», «рука-рот» – 3 мес.
  • Подъем ног над поверхностью и их удержание – 3 мес.
  • Поворот на бок + удержание головы – 3 мес., с длительным удержанием позы – к 3,5 мес.
  • Пересечение рукой средний линии тела – 4,5 мес.
  • Поворот на живот – 5-6 мес.
  • Контакт «руки-ноги» – 5-7 мес.
  • Контакт «ноги-рот» – 6-8 мес.
  • Наклонное сидение – 7-8 мес.
  • Поворот с живота на спину – 8-9 мес.
  • Ползание по-пластунски – 7-9 мес.
  • Ползание на четвереньках – 8-9,5 мес.
  • Умение садиться самостоятельно с прямой спиной – 8-9 мес.
  • Подъем у опоры – 9-11 мес.
  • Приседание у опоры – 10-13 мес.
  • Ходьба – 12-16 мес.

Когда стоит обратиться к врачу

Утрата ранее приобретенных моторных навыков. Отставание моторных навыков на 2 и более месяца.

Как простимулировать двигательное развитие.

  • С 3-4 мес. максимум времени проводить на полу (жёсткая поверхность, от которой можно отталкиваться)
  • Не ограничивать свободу перемещения (избегать постоянного ношения на руках, фиксации в шезлонге, кресле, переносках)
  • Почаще выкладывать на живот + разместить в поле зрения ребёнка стимулы (игрушки, зеркала)
  • Обезопасить окружающую среду (углы, розетки)
  • Делать ежедневный лёгкий поглаживающий массаж (материнский) и гимнастику
  • Плавать в бассейне или дома
  • И….. самое главное: НЕ ТОРОПИТЬ! (не сажать и не ставить раньше времени).

Красные флаги для выявления ДЦП (Детский церебральный паралич)

Много страхов у родителей по поводу нет ли риска ДЦП (Детский церебральный паралич). Детский церебральный паралич — это прогрессирующее заболевание нервной системы у детей.

  1. Спонтанная двигательная активность рук и ног на одной стороне гораздо хуже в 2-3 месяца.
  2. Отсутствует контакт рука-рот в 1.5-3 месяца. рука-рука в 2.5-3 месяца.
  3. Отсутствие подъёма ног в положении лежа на спине.
  4. Ассиметричные позы (дуга,запрокидывание, вытягивание или перекрещивание ног)
  5. Отставание по двигательным навыкам на 2 и более месяцев.

Если вы заметили данные симптомы, необходимо обратится к врачу.

Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие включает в себя как физические, так и когнитивные аспекты. Важными показателями являются:

  • Уровень взаимодействия с окружающим миром
  • Способность к обучению новым навыкам
  • Развитие речи и коммуникации

1-3 Месяца

Ребенок начинает фиксировать взгляд на лицах родителей, реагировать на звуки и выражать свои эмоции через плач и улыбку.

3-6 Месяцев

Появляется интерес к окружающим предметам, малыш начинает тянуться к игрушкам, следить за их движением и взаимодействовать с ними.

6-9 Месяцев

Ребенок активно изучает мир вокруг себя, начинает понимать простые слова и команды, повторяет звуки и пытается их воспроизводить.

9-12 Месяцев

На этом этапе малыш начинает активно исследовать окружающее пространство, проявляет интерес к новым предметам, учится ходить и произносит первые осмысленные слова.

Роль родителей в развитии ребенка

Родители играют ключевую роль в развитии ребенка. Их поддержка, внимание и участие способствуют гармоничному развитию малыша.

Важно:

  • Общаться с ребенком, читать ему книги, петь песни
  • Создавать безопасные условия для изучения окружающего мира
  • Поддерживать физическую активность ребенка, играя с ним и помогая осваивать новые навыки

Двигательное развитие ребенка до 1 года проходит через несколько стадий, каждая из которых имеет свои нормы и особенности. Внимательное наблюдение за малышом и регулярные осмотры у врача помогут выявить и скорректировать возможные отклонения, обеспечивая гармоничное развитие ребенка.

Оцените мой блог
Детский доктор Семенова
Задать вопрос педиатру

Нажимая на кнопку "Задать вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности